Все новорожденные малыши издают какие-то звуки, а зачатки осмысленной речи появляются только в конце первого года жизни. До этого речь младенца можно назвать гулением и лепетом.
То, что мы слышим из уст новорожденного, еще не гуление, не лепет и уж тем более не речь. Говоря условно, это «звуковое сопровождение». Свой «вокал» ребенок выдает непроизвольно, подчиняясь врожденным инстинктам.
Новорожденный любит прислушиваться к голосам близких. Малютка, которому всего неделя от роду, способен различать домочадцев по голосу. Под «аккомпанемент» нежного маминого голоса он сосет грудь намного активнее.
Находясь рядом с малышом, озвучивайте свои и его действия. Во время кормления, купания, массажа, игр, находите бесхитростные и ласковые комментарии. Сделать более ярким каждый миг малыша вам помогут всевозможные шутки, прибаутки и потешки.
Обращаясь к ребенку, используйте все его ласковые варианты имени. Это поможет крохе утвердиться в собственной значимости и выделить себя из окружающего мира. Что касается имен, вы можете ознакомиться со многими из них, узнать их значение и подобрать имя для вашего малыша. Ваше внимание – залог его психического (в том числе и речевого) здоровья. Общайтесь с крохой, балуйте его. Не бойтесь переусердствовать: любви не бывает слишком много.
В период новорожденности активно развиваются слуховые и тактильные ощущения ребенка, закладываются основы правильной речи. В минуты бодрствования малыша займите его погремушкой. Это – тренировка слуховых рецепторов. Во время игр с «музыкальными» игрушками у крохи формируется слуховое сосредоточение, он вслушивается в звук, поворачивает голову в его сторону.
Не забывайте 2-3 раза в день делать легкий массаж-поглаживание ручек-ножек. Он приводит в тонус мышцы, способствует развитию общих и речевых движений. Соответствующие центры в коре головного мозга «пробуждаются» и готовятся к выполнению работы по звукопроизношению. Особенно чувствительны в этом плане кисти рук. Только не нужно делать резкие движения и применять силу.
К концу первого месяца звуковой арсенал крохи уже разнообразен. Увидев склонившееся над ним знакомое лицо, он радостно дрыгает ручками, ножками и пофыркивает. Услышав знакомый голос, поворачивает голову и издает приветственный возглас. Малютка открывает для себя удивительный мир общения.
К концу первого месяца редкие горловые звуки превращаются в агуканье. Начинается период гуления. Чаще всего для гуления малыш использует заднеязычные звуки в сочетании с гласными (Ы) или (У): «ГЫ», «ГУ», «КХЫ», «КЫ», «КУ», выдавая все это с «южным» придыханием. Подобные голосовые тренировки укрепляют так называемое небно-глоточное кольцо в горле крохи, формируют мышцы неба и глотки.
В 2-3 месяца ваш малыш уже ц

Опробовав на практике возможности своего голоса, в 5-6 месяцев кроха начинает лепетать, или издавать сочетания звуков. Это пробные варианты будущих слов. Малыш пытается привлечь вас уже не криком, а этим звукорядом. В его лепете прослушивается интонация, отмечаются смысловые паузы. В основном он использует вокализации: «А-а-у», «А-а-а-гы», «Гы-ы-а-у». Все это не просто забава, а полноценное общение. Малыш уже придирчив в выборе собеседника: с одним «разговаривает» долго, на другого реагирует плачем. Дитя внимательно следит за выражением вашего лица, движением губ, щек. Улыбнитесь – вслед за вами улыбнется ребенок. А затем начнет забавно лепетать.
В 6-8 месяцев ребенок не прочь погримасничать, подражая взрослым. Это занятие поможет совершенствовать навыки звукопроизношения. Когда кроха бодрствует, займитесь мимико-артикуляторной гимнастикой. Покажите ему смешные гримасы, сопровождая это веселыми комментариями.
Сделайте легкие прикосновения к губкам, щечкам малютки, это своеобразные массаж его артикуляционных органов. Называйте то, до чего дотрагиваетесь. А когда малыш станет тянуться и прикасаться к вашему лицу, называйте те точки, до которых он дотронулся.