Нужен ли ребенку собственный уголок
Наверное, ни одна мать не станет сомневаться в том, что ее малышу требуется пространство для игры. Ребенок рефлекторно ищет возможность насытиться – у него развит сосательный рефлекс, и изначально, с рождения присутствует отчетливое стремление спрятаться, почувствовать защиту. Две эти психологические потребности важны в равно степени. Но если с питанием малыша все понятно, то с потребностью защитить себя можно поспорить. Что может понимать малыш в его годы?
Взрослые находятся рядом с малышом. И если не позволяет помещение, то ребенку отводят игровое место в рамках общей территории, где одновременно могут находиться сами. Однако, по наблюдениям психологов такое отношение к ребенку формирует неверное становление детской психики, что в итоге приводит к травмированному развитию личности. Ребенок непременно должен иметь возможность уединиться, хотя бы на время ощутить закрытое пространство, в котором он может обезопасить себя и скрыть свои эмоции.
Сомнительные или достоверные, порой исследования психологов идут вразрез с нормальным ходом вещей. Если все мы нуждаемся в личном пространстве, то почему мы должны отказывать в этом малышу? Ребенок, взрослея, постигает окружающий мир через его соотнесение с представлением о поведении взрослых. Он видит, что родители не постоянно находятся рядом друг с другом, что они по отдельности куда-то уходят, что время от времени они не позволяют к себе прикасаться или не говорят не ласково, а напряженно или грубо. Ситуации и семьи разные, но сплачивает всех одно – индивидуальность каждого человека всегда очерчивает для своего существования территорию.
Маленькие девочки и мальчики еще не делают различий в понимании слова дом, у них еще не развиты ориентационные наклонности в играх, они не культивируют врожденные пристрастия, а попросту удовлетворяют общечеловеческие, а не гендерные потребности.
Вообще, почему ребенок ищет возможности уединиться в домике? Прежде всего им руководит чувство неосознаваемого бессознательного опасения, стремления укрыться. Ребенок, окружая себя со всех сторон символическими стенами, как бы огораживает свой мирок, свою хрупкую нежную психику от вмешательства чужеродных энергий.
В период от года до трех лет малыш начинает привыкать к анатомии собственного тела, он уже хорошо понимает его в пространстве, умеет управлять им. При первых навыках самостоятельного поведения у ребенка появляется первичная уверенность в себе, и укрывание в уютном шалаше позволяет ему еще больше обособить свое «я».
Когда ребенок становится взрослее, то есть когда он уже становится социально адаптированным, начинает посещать школу, ему требуются более ориентированные наборы для игры. Девочкам может понравиться игрушечная бытовая техника для кухни, а мальчикам военные игры. Девочки могут совершенно «по-взрослому» взвешивать на кухонных весах продукты и «варить» каши и супы, а мальчики представлять, что они управляют автомобилем или строят дом. В этом возрасте понятие «дом» расширяется и охватывает уже скорее понятия общекультурные, нежели эмоциональные. Те же самые нюансы прослеживаются и в питании. Ребенок уже сам стремится выбирать пищу, желает научиться готовить и вообще тяготеет к обособленному, взрослому пониманию мира.