Положение ребенка в семье



...Муж и жена имели университетское образование, были активными, подвижными, весьма эрудированными и преуспевающими людьми. Когда у них родилась Сэда, они были очень счастливы и стали ждать от нее «великих дел». Каждый этап ее развития вызывал бурное восхищение и поощрение. Гордость матери была безграничной, когда в десять с половиной месяцев девочка начала самостоятельно ходить. Когда ей было чуть больше года, она стала самостоятельно пользоваться туалетом.

Оба родителя испытывали трепет от своего замечательного ребенка. Девочка чувствовала постоянное одобрение своих действий и изо всех сил старалась его закрепить. Когда ей исполнилось четырнадцать месяцев, родился Пол. С первых дней жизни мальчик выглядел более хрупким, нежели Сэда.

Он не набирал необходимого веса, зубы у него прорезались намного позже, чем это было у сестры. А отец мечтал о крепком, мужественном сыне. Он волновался и беспокоился о Поле. Между тем девочка начинала понимать ситуацию. Брат представлял для нее «некое препятствие» на пути восстано вле ни я прежнего положения в семье. Конечно же, она ничего не продумывала и ни к чему не приходила логическим путем. Она почувствовала ситуацию и отреагировала на уровне подсознательного восприятия.

детиОна ощутила разочарование отца в его болезненном сыне и стала еще более энергично проявлять свои способности. Но если Пол добивался в чем-либо даже минимального успеха, то девочку охватывала тревога. Она начинала изобретать что-нибудь новое, чтобы упрочить свое превосходство над братом. Со временем Сэда все больше и больше действовала в соответствии с нормами поведения, установленными ее родителями. Постепенно ее ошибочное мнение перешло в убеждение в том, что она должна быть во всем первой и лучшей. Она даже находила способы мешать брату делать что-либо самому. Это обескураживало мальчика, препятствовало развитию его способностей.

Постепенно Пол стал осмысливать действия сестры. Он начал понимать, что в чем-то не оправдывает ожиданий родителей. Он видел сообразительность и расторопность своей сестры. Его это очень злило. Он многое перепробовал, брался за какие-то дела, но совсем не рассчитывал на успех. Очень рано мальчик впал в уныние и понемногу начал сдаваться. У него сложилось ошибочное убеждение в том, что больше нет никакой надежды на успех. Когда мать или отец говорили: «Сэда в твоем возрасте прекрасно это делала! Почему ты не можешь?» — он чувствовал волну отчаяния и почти ненавидел сестру. Вместо того чтобы попытаться сделать лучше, он воспринимал такие реплики как очередное подтверждение тому, что у него все равно ничего не получится.

Когда складываются подобные взаимоотношения в семье, то можно предположить, что брат более не будет представлять препятствие для сестрр в ее стремлении «завоевать»сердце родителей. Конечно, мать и отец отреагировали на рождение сына внешне несколько иначе, чем на рождение первого ребенка. У них уже был определенный опыт. Им хотелось видеть и сына таким же, какой была их дочь. Но мальчик физически развивался медленнее. Он пытался соревноваться с сестрой в преодолении трудностей, но вскоре потерял веру в себя.

Родители Пола проявляли озабоченность из-за недостатка у него расторопности, они занимались с ним, жалели его, направляли, делали замечания. Однако ответом на нетерпение родителей чаще всего был долгий плач сына.

Когда Сэде исполнилось три года и три месяца, родилась Кэти. Сэда стала осознавать, что у нее появилась соперница. Но из опыта рождения брата она видела, насколько беспомощным бывает младенец. Она опять развила большую активность, помогая своей матери и беспомощной сестренке. По мере роста Кэти и развития у нее навыков Сэда начала беспокоиться. Отныне в семье многое изменилось. У Сэды были младшие брат и сестра. Ей казалось, что любая их удача грозит стабильности ее положения первого и лучшего ребенка. Она обижалась, когда младшие заслуживали похвалу родителей. Но они не обращали внимания на поведение девочки. А она для преодоления препятствий стала осваивать умение притворяться.

Со временем Пол увидел в Кэти толковую, способную девочку. Это только усиливало его убежденность в безнадежности своего положения. Ко всему прочему, он совсем не воспринимал себя как мальчик — будущий мужчина. Он теперь в семье был средним ребенком и, что хуже всего, чувствовал себя третьим лишним. Он не был ни смышленой девочкой, ни мужественным мальчишкой. От любых неудач и затруднений он плакал навзрыд. Каждый упрекал его в изнеженности. Он отступал все дальше, делая лишь несмелые попытки приобщиться к жизни. Он больше играл с Сэдой, чем с Кэти, но избрал себе роль подчиненного и позволял старшей сестре командовать собой.

Кэти была умным, очаровательным ребенком. Она привлекала к себе внимание. Вся семья пыталась ей услужить. По мере осознания окружающей среды она стала понимать требования родителей и распределение ролей в семье. Она поняла, что Сэда — настоящий лидер, а Пол — «неудачник». Она заметила также, что сестру и брата часто ругают. Сэду — за раздражительность и непостоянство, а Пола — за небрежность и непрерывное нытье. К двум годам Кэти сделала «открытие», что она единственный в семье счастливый и довольный человек. Так она обрела свое место в семье.

Когда Сэде исполнилось шесть с половиной лет, она ла еще больше важничать, так как ей предстояло идти в школу. Теперь она вправе считала себя главной помощницей маме. В это время родилась Джейн. Этот ребенок уже не представлял очередной «угрозы» Сэде, потому что она уже чувствовала себя довольно уверенно. Тем не менее она по-прежнему делала все возможное чтобы Джейн как можно дольше оставалась малышкой.

В последующие годы, когда мама просила Сэду помочь Джейн в том или ином деле, Сэда очень радовалась беспомощности Джейн. Когда мама попросила Сэду научить Джейн зашнуровывать туфельки, то она заупрямилась. Одновременно Сэда постоянно подчеркивала Джейн, насколько она глупа и беспомощна. Пол не очень-то замечал Джейн. Еще одна девчонка: такая же, как все остальные. Другая сестра, Кэти, играла чаще всего сама с собой, проявляя большую фантазию. Она не участвовала в ссорах, ее редко бранили. Она не пыталась выделяться, она никого не обременяла. Джейн оставалась «малышкой», требуя и получая внимание от каждого члена семьи.

К тому времени, когда Джейн исполнилось три года, семья состояла из энергичных преуспевающих родителей и четверых детей: Сэды, девяти с половиной лет, толковой, разносторонней девочки с ярким складом ума, убежденной в своем авторитете первого и самого лучшего в семье ребенка; Пола, восьми с половиной лет, слабого, инертного мальчика, лишенного мужества, уверенного в том, что значимость можно обрести только будучи плаксой; Кэти, шестилетней девочки, ничего не требующей ни у старших, ни у младших, счастливой, довольной, отменного поведения, но не заинтересованной в какомлибо успехе. И Джейн, трех лет, привлекательной, но глупой «малютки». Каждый член семьи занимал свое положение, играл в семье свою роль, имел свои представления о будущей жизни.

Безусловно, не все семьи, имеющие четверых детей, развиваются подобным путем. Приведенный пример демонстрирует развитие только одной семьи. В других семьях может случиться так, что первый ребенок утратит уверенность, и второму удастся его превзойти. Например, первенцем может оказаться совсем не заурядная девочке, тогда как вторая будет очень мила и завоюет столько внимания, что затмит свою старшую сестру» Все, что происходит в семье, зависит от того, как родители и каждый ребенок трактуют ту или иную ситуацию.

Каждый член семьи ведет себя в зависимости от своего положения в доме. Одновременно его поведение находится под неуловимым порой влиянием братьев и сестер. Однако поступки одного ребенка могут быть непонятны остальным детям одной и той же семьи. На поведение ребенка влияет его собственное толкование ситуации. Когда оно ошибочно (а это бывает очень часто), то легко заметить развитие отрицательного направления в его поведении. Если родители это видят и осознают опасность для дальнейшего развития личности ребенка, то им легче исправить ситуацию, подведя ребенка к верной оценке своих действий. К сожалению, многие родители не всегда вовремя понимают грядущую опасность, принимая определенные поступки ребенка за детские шалости.

...Десятилетний Джордж и восьмилетний Дейвид летом ухаживали за садом. Их мама не позволяла им идти купаться до тех пор, пока они не сгребут граблями скошенную вечером траву. Сад они разделили на два участка. Однажды в полдень Дейвид заявил: «Мама, я свою работу выполнил, а Джордж играет на улице и к своему участку еще не прикасался». «Да, дорогой, у тебя всегда все хорошо,— ответила мама.— Пожалуйста, отыщи Джорджа». Дейвид подбежал к брату. «Мама тебя зовет! Что сейчас будет!.. Я свой участок уже убрал, а ты — нет!» В ответ Джордж размахнулся и ударил брата кулаком. Последовала драка. Когда они вернулись домой, Дейвид с плачем стал жаловаться матери на Джорджа. Мать обратилась к старшему сыну: «Слушай, Джордж, почему ты такой скверный мальчишка? Почему ты не делаешь свою работу? Почему ты так несправедлив к своему младшему брату? Вам надо любить друг друга, а не драться».




Выяснилось, что напряженные отношения между мальчиками возникли вскоре после рождения Дейвида. Двухлетний Джордж стал совсем неуправляемым. Он был дерзким, открыто непослушным и доставлял много неприятностей. Мать постоянно следила за ним. А младший, Дейвид, был исключительно послушным ребенком. Он быстро откликался на материнскую любовь. Мать постоянно отмечала хорошие черты характера младшего сына. Она смутно догадывалась, что Джордж ревнует ее к малышу, но относилась к этому несерьезно, так как она по-прежнему уделяла Джорджу много времени. 

Однако Джордж видел, как маленький Дейвид занял его место возле матери, которая безмерно восторгалась младенцем. Тогда Джордж решил стать «плохим», чтобы привлечь внимание мамы. Джордж постоянно придирался к Дейвиду, который втягивался в ссоры и беспрерывно жаловался на брата, пытаясь завладеть расположением родителей. Оба сына держали мать и отца в напряжении, каждый по-своему. Дети поступали соответственно своему пониманию ситуации. Конечно же, ни один из них не осознавал своей ложной интерпретации и тем более не отдавал отчета в мотивации своего поведения.

Существуют свои особенности и в семьях с тремя детьми. В такой семье второй ребенок, однажды определенный малышом и уступивший это место третьему ребенку, может попасть в крайне затруднительное положение. Старший ребенок и самый младший могут объединиться в союзе против среднего. Родителям необходимо замечать подобные ситуации, так как их средний ребенок неожиданно для себя может обнаружить, что у него больше нет преимущества малыша, и он почувствует себя слабым и обманутым. У него может создаться впечатление, что жизнь и люди несправедливы. И тогда он может вести себя вызывающе, чтобы оправдать свое стремление быть высокомерным. Если родители вовремя не вмешаются и не помогут ребенку изменить его представления, то он может всю свою жизнь быть убежденным, что люди к нему несправедливы и ему никогда не найти свое место в жизни.

Когда средний ребенок чувствует себя увереннее своих сестер и братьев, то он может добиться по отношению к себе большей справедливости. В семье, в которой мать является образцом для подражания, ее дочь, будучи средним ребенком между двумя мальчиками, чаще всего начинает подражать маме, пытаясь стать такой же безупречной. Она может воспользоваться своей женственностью, чтобы занять главенствующее положение вначале в родительской семье, а позже — в своей семье. Если же в семье высоко ценятся смелость и мужественность, то средняя дочь может соперничать со своими братьями, превратиться в девчонку-сорванца и стать в большей степени «мальчишкой», нежели любой из них. Подобное положение бывает и тогда, когда родители разочарованы отсутствием сына. Их единственная дочка может пытаться подражать мальчишескому поведению,
чтобы делать приятное родителям. А вот мальчик среди девочек может затмить сестер и стать «настоящим парнем», несмотря на то что он средний ребенок. Однако если в семье главная фигура — мать и средний сын ощущает беспомощность отца, то у мальчика может сформироваться мнение, что мужчины в семье не играют серьезной роли. В другом случае он может подражать матери и как бы в противовес своему отцу стать «мужчиной». Возможен и другой вариант, когда сын, объединившись со своим отцом, будет стремиться ослабить главенствующую роль матери.

В семье из четверых детей очень часто более дружны второй ребенок и четвертый. Родители могут легко увидеть этот союз. В первую очередь следует обращать внимание на общность интересов, поведение, на свойства личности. Соперничество между детьми в основном выражается в различиях интересов и характеров. Нет единого правила, по которому можно представить развитие союза либо соперничества между детьми. Однако взаимоотношения детей имеют огромное значение в семейной жизни, являются одной из основ семейной атмосферы.

В зависимости от семейного воспитания единственный среди девочек мальчик может воспринимать принадлежность к своему полу либо как преимущество, либо как недостаток. Все зависит от значимости роли мужчины в родительской семье и собственной оценки своих возможностей. Это же можно сказать и применительно к единственной среди мальчиков девочке.

Слабый или болезненный ребенок среди крепких, здоровых детей чаще всего находит для себя удобную роль больного, которого в семье все жалеют. Если же в семье почитается крепкое здоровье, а слабость презирается, то такой ребенок сталкивается с трудностями. У него встает проблема выбора: сдаться и жить в жалости к себе, с чувством неприкаянности и обделенности жизнью, или стараться преодолеть недуг, равняясь на здоровых детей и пытаясь по возможности их превзойти. Но если у ребенка серьезное заболевание, например врожденный порок сердца, то самостоятельно ему будет трудно занять место среди здоровых детей. В этом ему должны помочь все члены семьи, чтобы он мог обрести общественное положение.

Если ребенок родился после смерти первенца, то ему может грозить двойной риск. В семье еще бродит тень первого ребенка, в то же время у вновь родившегося положение первенца. Его родители, испытав утрату своего первого ребенка, могут чрезмерно опекать малыша. В дальнейшем ребенок может наслаждаться этой удушающей атмосферой или «бунтовать» и стремиться к своей независимости.

Малыш в каждой семье занимает особое место. Очень скоро благодаря своей беспомощности он обнаруживает, что у него много «слуг», что он занимает привилегированное положение, что вокруг него хлопочут все члены семьи. Роль беспомощного создания для малыша может стать очень привлекательной. Постепенно он может привыкнуть только получать. Эта роль весьма опасна.

Единственный в семье ребенок находится в наиболее сложной ситуации. Он живет в мире взрослых, у него нет родных братьев и сестер, с которыми он мог бы общаться в соответствии со своим возрастом. Чаще всего он впитывает взгляды взрослых, во все вникая, пытаясь достичь их уровня, либо безнадежно остается «вечным»
ребенком, подчиняясь воле других людей. В таких случаях его отношения с детьми бывают натянутыми и неопределенными. Он с трудом находит с ними общий язык. Такой ребенок никогда не разовьет в себе чувство принадлежности к детям, если в раннем возрасте не будет вовлечен в общие групповые занятия с ними.

Нет семей «идеальных» по своему количественному составу. Сколько бы детей ни было, специфические проблемы всегда останутся. Они варьируются в зависимости от количества членов семьи, их положения в ней, их взаимовлияния и от взаимоотношений между собой. Все дети влияют друг на друга и на своих родителей. Каждый ребенок проявляет определенную активность, как это было, например, показано в случае с Джорджем и Дейвидом. Джордж сложившуюся ситуацию видел в том, что маленький Дейвид полностью завоевал любовь и внимание их мамы. Поэтому быть послушным представлялось ему бесполезным.

Джордж начал плохо вести себя, чтобы вернуть внимание матери. А она беспрестанно реагировала на такое его поведение и тем самым поощряла его. А Дейвид, в свою очередь, сохранял свое место, оставаясь послушным, провоцируя Джорджа быть «плохим. Родители поощряли такие отношения, ругая «плохого» и защищая «паиньку», тем самым восстанавливая детей друг против друга. Родители, конечно, делали это бессознательно, не задумываясь о последствиях.

Следовательно, существует бесчисленное разнообразие реакций, проявляемых ребенком по отношению к своему окружению. Нет такого единого правила, которое было бы приемлемо для руководства всем родителям. Однако те родители, которые изучают проблемы, возникающие в семье, обладают информацией. Знакомясь с исследованиями педагогической и возрастной психологии, они в состоянии объяснить многое из того, что прежде казалось загадочным. Внимательное наблюдение за своими детьми также может дать самые неожиданные понимания проблемы. А когда постигнута ситуация, то гораздо легче преодолеваются трудности.


Оставить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив