Инклюзивные технологии в детском саду как воспитательный прогресс
До совсем еще недавнего времени дети с особыми потребностями не участвовали в процессе социализации вовсе, так как воспитывались на дому, или общались только со своими сверстниками, которые имели схожие проблемы. Это негативно влияло не только на них, но и на обычных малышей, которые были лишены возможности проявлять сострадание и учиться понимать и помогать не таким, как они. Сегодня ситуация постепенно меняется: ребят, не похожих на остальных, активно интегрируют в общество с раннего возраста. Это учит их здоровых сверстников и их самих активному сотрудничеству, основой которого становится взаимопонимание.
Получается двусторонний процесс: обычные малыши учатся принимать психические и физические недостатки других людей терпеливо и с пониманием, вырастают сострадательными и эмоционально зрелыми личностями, а дети с инклюзией начинают положительно относиться к здоровым людям, вырастают в социально здоровой среде, могут полноценно развивать свой интеллектуальный и творческий потенциал, впоследствии становясь частью общества. Таким образом инклюзивное образование в доу способствует формированию взаимно толерантного социума с разными возможностями для всех.
Однако это требует изменений не только в воспитательном подходе, но и в подготовке педагогических кадров. Воспитатель, работающий в смешанной группе, должен иметь соответствующую психологическую подготовку, так как именно он является примером для здоровых детей. Вместе с тем он не должен все внимание уделять особенным малышам, чтобы, во-первых, остальные не чувствовали себя оставленными, во-вторых, дать возможность таким ребятам почувствовать себя обычными, а их сверстникам - научиться помогать своим друзьям.
Чтобы привить педагогу такие навыки, требуется направить его на специальные курсы. Подобную необходимость учитывают и квалификационные характеристики должностей работников образования 2016.
Кроме того, воспитатель и штатный психолог в ДОУ проводят и активную работу с родителями особенных детей, повышая их воспитательный потенциал и способность понимать своего ребенка, грамотно взаимодействовать с ним. Часто бывает так, что почувствовавшие свою роль в коллективе малыши стараются избавиться от домашней гиперопеки. Задача воспитателя - объяснить, что это позитивный процесс, и показать, как его направлять в нужные области.