Сенсорное развитие ребенка
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).
Сенсорные упражнения учат малыша различать и классифицировать предметы на основе самых разнообразных признаков. Ребенок выделяет группы сходных предметов (большие и маленькие, холодные и теплые, тяжелые и легкие), учится давать им названия. Таким образом, сенсорное развитие тесно связано с развитием речи, расширением словарного запаса.
Как знакомить ребенка с признаками предметов?
Лучше всего это делать по принципу «трехступенчатого урока», выработанного Марией Монтессори. Допустим, мы хотим познакомить ребенка с цветом. Сначала происходит презентация нового свойства: малышу демонстрируется табличка красного цвета, взрослый называет цвет. Затем педагог предлагает различные задания на закрепление осваиваемого понятия: «Найди предметы красного цвета», «Положи красный кубик в миску», «Постучи красным молоточком по столу». Наконец, третья ступень предполагает самостоятельное называние ребенком освоенного понятия: «Как называется этот цвет/форма?»
Сенсорному развитию ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются. Довольно часто в процессе диагностики старших дошкольников выясняется, что они затрудняются самостоятельно выделить данные характеристики у предметов, а значит, отстают в сенсорном развитии.
Для непрерывного сенсорного развития необходимо регулярно обращать внимание малыша на одежду, продукты, объекты домашней обстановки, на улице, т. е. подкреплять знания практическими наблюдениями и упражнениями. Повторять и закреплять в памяти изученное можно и в игровой форме.
Игры типа «Что бывает круглое?», «Найди все предметы, похожие на треугольник» обостряют восприятие, концентрируют внимание. Отлично подходят для сенсорного развития пособия из серии «Блоки Дьенеша» и разнообразные альбомы-задания к ним. Так, в пособии «Давайте вместе поиграем» ребенок не только закрепляет понятия размера, цвета, формы, но и осваивает их схематическое обозначение, учится характеризовать предмет по выделенным признакам.
Развитию зрительного восприятия способствуют мозаики (в раннем возрасте – до 3 лет - лучше предлагать наборы деталей, окрашенных в основные цвета,позже – с оттенками), рамки-вкладыши (может быть использован принцип выкладывания по форме, по размеру, по цвету), специальных дидактических пособий (блоки Дьенеша, Блоки Дьенеша палочки Кюизенера).
Слуховое восприятие совершенствуется с помощью погремушек, музыкальных инструментов, звучащих шариков
Для развития тактильных ощущений нужно, чтобы ребенок познакомился с различными по фактуре материалами. Поэтому в арсенале игрушек должны быть не только резиновые, пластмассовые предметы, но и деревянные, войлочные, соломенные, глиняные, а также изготовленные из тканей. Можно самостоятельно сделать игрушки с различными наполнителями – (горохом, крупой, монетками, ватой).
Почему еще важно сенсорное развитие?
Мария Монтессори считала, что сенсорное развитие тесно связано с эстетическим. Чем более человек способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство. Наоборот, если сенсорный опыт невелик, ощущения не утончены, необходимы грубые и сильные раздражители, которые позволят получать удовлетворение от восприятия – вспомните яркие, вульгарные, кричащие цвета рекламных щитов, зашкаливающие децибелы на концертах или в кино.
Монтессори также отмечала связь сенсорного развития с развитием воображения. Ведь утонченные органы чувств могут выделять малозаметные свойства, детали объектов внешнего мира, которые послужат прекрасной основой для создания необычного образа. «Воображение не может иметь иной базы, кроме сенсорной».