Правильное "знакомство" ребенка с компьютером
В век информационных технологий ни учиться, ни нормально работать без компьютера нельзя. Но многие родители воспринимают это веяние времени не совсем правильно. Одни позволяют своим детям играть в компьютерные игры чуть ли не с младенческого возраста. Другие из-за постоянной занятости разрешают ребенку сидеть за компьютером целый день. Большинство взрослых, конечно, понимают всю опасность такого времяпрепровождения, но вопросов остается еще много.
Ребенок и компьютер: польза или вред?
Понимаю, что тема довольно избита, но анализ высказываний родителей на форумах заставляет усомниться в изученности данной проблемы. Да, многие папы и мамы ограничивают ребенка во времени около компьютера. Они предлагают ему не только мультфильмы, но и развивающие игры.
Большинство допускают детей к компьютеру уже в дошкольном возрасте. Причем очень гордятся своими чадами, которые могут включать, выключать, находить информацию, что-то загружать.
Компьютер – это риск для здоровья ребенка. На взрослый организм он оказывает негативное влияние. А уж в стадии активного формирования основных физиологических систем - тем более. Дети дошкольного возраста особо уязвимы к неблагоприятным факторам. Работа у компьютера заставляет ребенка мобилизовать многие системы организма:
- Малыш длительное время находится в статичной позе.
- Сильно напрягается зрение.
- Необходимо связывать свои действия с тем, что происходит на экране.
То есть возникает общее функциональное напряжение. А для детского организма такое состояние – стрессогенный фактор. В результате малыш быстро устает, бурно и часто неправильно реагирует на внешний мир.
Чтобы работа на компьютере была эффективной, способствовала интеллектуальному и личностному развитию ребенка, нужно соблюдать требования к режиму, времени, месту.
Оптимальный возраст для знакомства с компьютером
Психологи и физиологи советуют до пяти лет не подпускать ребенка к компьютеру. Именно с этого возраста малыш в состоянии справиться с «компьютерной нагрузкой». Он понимает и осознает свои действия, воспринимает компьютер как средство изучения и познания.
Никто не против раннего развития. Уже с трех лет можно научить ребенка читать, считать, понимать отдельные иностранные слова. Но никто из родителей не станет изучать с ребенком английский по Скайпу в режиме онлайн (Englex - одна из онлайн-школ, прямо заявляющих, что хотя для самих родителей это эффективный и очень удобный способ, детям он не слишком подходит). Для всего - свой возраст. Тогда почему в три года мы позволяем развиваться, общаться и учиться онлайн?!
Традиционные формы развития и воспитания в этом возрасте (до пяти лет) – ролевые и сюжетные игры, творческая деятельность. В реальных играх ребенок усваивает нормы поведения в обществе, учится общаться. С помощью творчества развивается воображение, совершенствуется моторика. Знакомство с буквами, цифрами, иностранными словами происходит в игровой форме и в процессе общения. Безопасное приобщение к компьютеру возможно со старшего дошкольного возраста.
Режим для работы на компьютере
С первых дней знакомства с компьютером придерживайтесь следующих правил:
- В течение одного дня ребенок может находиться около компьютера не более одного раза. И только не перед сном. В течение недели – два-три раза.
- Дети пяти лет – не дольше десяти минут. В шесть лет – пятнадцать минут.
- После компьютера делайте с ребенком зрительную гимнастику, физические упражнения для мышц шеи и спины.
Требования к рабочему месту:
- Наличие стула со спинкой и подножкой.
- На столе перед клавиатурой должно быть место для опоры предплечий.
- Глаза ребенка – на уровне середины экрана монитора.
- Удаленность монитора – шестьдесят-семьдесят сантиметров от глаз малыша.
- На экране компьютера не должны отражаться источники освещения.
- Доступ ребенка к проводам и кабелям затруднен.
Так как в комнате с компьютером воздух быстро иссушается, используйте увлажнители воздуха, часто проветривайте помещение.
Компьютерные игры для ребенка
Как мы уже говорили, основные виды деятельности детей дошкольного возраста – сюжетные и ролевые игры, творчество. Заменять их компьютерными играми нельзя. Технику можно использовать в качестве дополнительного средства. Не более того.
То есть, представления и знания об окружающем мире ребенок должен получить в реальности. А закрепить их, расширить свой опыт, усовершенствовать его можно и с помощью компьютера. Не уводите своих детей в мир виртуальных предметов и отношений.