Мир глазами ребенка: реакция на помощь родителей
Помогать своим детям – святая обязанность всех родителей. Каждый родитель хочет показать своему ребенку, научить, как правильно следует делать что-либо. Но что делать если ребенок все время делает «не так», «не то», а при попытке подсказать, научить – «смотри, как надо», отнекивается – «не трогай, я сам», или же вовсе бросает свое занятие? Почему так происходит?
«Смотри как надо»
Давайте представим себе годовалого малыша, его первые попытки научится ходить. Вот он шатается, причудливо размахивает ручонками, но идет сам, малыш ужасно рад и горд своему успеху, он сумел! Хоть одному родителю в этот момент придет в голову сказать ему: «Чего ты так шатаешься, кто так ходит? Не размахивай руками, ну-ка давай пройди еще раз и старайся правильно, смотри как надо!»
Смешно и нелепо, не правда ли? Увлеченный каким-либо занятием, пусть и неуклюже, ваш ребенок пытается научиться, он непременно отточит это умение, но со временем, не требуйте от него всего сразу, не вмешивайтесь. Это тренировка способности учится у самого себя. Такое занятие оставит у ребенка важный эмоциональный след – уверенность или сомнение в своих силах.
{banner_direct}
Наши дети «учителя»
Так что же не поправлять при ошибках, не указывать на них? Вовсе нет, знание ошибок нужно и очень важно, но сообщать о них нужно с осторожностью, не в то время, когда ребенок увлечен. Лучше это сделать в спокойной обстановке и обязательно на общем фоне одобрения.
Нам впору самим поучиться у наших детей этому искусству. Они ведь тоже видят и знают наши ошибки, и относятся к ним, оказывается, гораздо терпимее. Почему? Вспомните нетвердо шагающего малыша, он уже рад тому, что он идет, пусть неуверенно и нетвердо, но у него получается. Мы же своими поправками хотим поскорее добиться хорошего результата, а в итоге часто получается наоборот.
Так что если ваше чадо строит из конструктора причудливый дом, или лепит кошечку похожую на бегемота, рисует «корявенько» и не очень складно, но при этом сильно сосредоточен и увлечен – не поправляйте его, не стоит критиковать. Лучше проявите искренний интерес к его занятию, вы обязательно почувствуете как укрепляется ваше взаимоуважение друг к другу.
Если же вы видите что у ребенка совсем не получается, очень тяжело, он начинает расстраиваться и готов бросить это занятие, невмешательство здесь не поможет, а только нанесет вред. Когда ваш малыш просит о помощи, не думайте что если оставить его разбираться самого, ребенок станет самостоятельней. Обязательно помогите ему, но только не словами – «Смотри как надо», постарайтесь, чтоб ваши глаза оказались на одном уровне, положите руку ему на плечо и скажите: «Я вижу тебе трудно, может, попробуем вместе?» Эти слова открывают для ребенка дверь в волшебный мир новых познаний.