Артикуляционная гимнастика - залог успешности в школьном обучении
Дети шести лет уже вступили в новый этап своего взросления, они готовятся к сложному испытанию, выражающемуся в полной смене социальной роли – они скоро станут школьниками.
Мотивационные ожидания и родителей и детей еще неясные и неявные, но одно пожелание выражается однозначно – ребенок будет хорошо учиться. Чтобы реализовать такое благой прогноз развития недостаточно выучить все буквы и цифры и даже уметь читать. Большое значение имеет артикуляция ребенка, то есть правильное и четкое произношение всех звуков.
Наблюдение за первоклассниками показывает, что более половины бывших дошколят страдают от этой проблемы. И все не так уж безобидно, как может показаться на первый взгляд. Есть прямая зависимость между формированием грамотного письма и правильной устной речью.
Поэтому родителям необходимо ввести систему в ежедневную практику занятий с шестилетками артикуляционных упражнений. Выполняя их в ненавязчивой игровой форме, можно получить неожиданно великолепный результат, который поможет ребенку в дальнейшем стать успешным в школьном обучении, а значит, вырастет уверенный, уравновешенный, грамотный человек, готовый к свершениям в любой сфере деятельности.
{banner_direct}
Методика проведения артикуляционных упражнений
Каждое упражнение родители показывают ребенку, а он не просто повторяет, а добивается абсолютно правильного положения язычка и произношения звуков. Поэтому спокойно и доходчиво на первом же занятии родители должны разъяснить, для чего они играют в упражнения для язычка, и что самое главное в этой игре.
Упражнение «Птенчики»
Сели птенчики на ветку,
Широко открыли рот,
А потом его закрыли –
Никто кушать не дает.
Ребенок, как птенчик, широко открывает и старательно закрывает рот. Это упражнение служит для укрепления всего ротового аппарата. Повторять его можно по три-четыре раза каждый день. Это абсолютно несложно и не обязательно делать только во время проведения упражнений. Увидели, что ребенок устал от какого-то вида деятельности или игры и прочитали стихотворение, пусть отвлечется и переключит внимание.
Упражнение «Лягушки»
Повстречали мы лягушек,
Улыбка их до самых ушек,
Мы повторим такое чудо,
Потянем до наших ушек губы.
Ребенок растягивает губы в улыбке, так, словно хочет дотянуться кончиками рта до ушей. Это прекрасное укрепляющее губы упражнение также несложно в выполнении для детей, да и мамочке подобная артикуляция пойдет на пользу как профилактика от мимических морщин.
Упражнение «Комарик»
Комарик мимо пролетал
Губки хоботком к руке прижал,
Вытяну я губки хоботком
Догоню комарика потом.
Сомкнутые губки ребенок вытягивает вперед и удерживает до счета «Десять».
Превратился хобот в лейку,
Стал цветочки поливать,
Вот такой комарик гений
Будет в гости прилетать.
Удерживая губки в вытянутом сомкнутом положении, ребенок делает вид, что набирает воду и поливает воображаемые цветы.
Упражнение «Хамелеон»
У хамелеона язычок,
Словно огненный смычок,
Быстро высунет и спрячет
Пищу схватит не иначе.
В этом упражнении ребенок как возможно больше высовывает язычок, а потом прячет.
Упражнение «Пони»
Я примчалась к вам не зря,
Я стремительная, как стрела
Мои ты ножки пожалей,
Цокот копыт услышь скорей.
Ребенку нужно открыть широко рот в улыбке и, не двигая челюстью, щелкать звонко и энергично язычком, изображая цокот копыт.
Упражнение «Массаж»
Язычок у нас устал,
Целый день ведь он болтал.
Сделаем ему массаж,
Будет счастье в самый раз.
Массаж для язычка выполняется с помощью зубов, которые прикусывают его. А язычок движется взад и вперед между зубами, получая нужный ему массаж.
Это только часть упражнений, которые будут полезны ребенку при подготовке его артикуляции к произношению звуков. Тема будет продолжена.