Как руководить забавами ребенка и направлять их
Многие взрослые не умеют играть. А ведь сюжетно-ролевая игра - это своеобразный «агент» взрослого мира среди детей.
Через проигрывание различных ситуаций дети усваивают жизненный опыт. Малыши хорошо чувствуют, что им нужно для развития в данный конкретный момент. Поэтому, если ваш малыш просит поиграть с ним, то вам обязательно нужно уделить ему время.
Внимательные родители в процессе игры могут понять, что тревожит их ребенка, и помочь избавиться от страхов, показать, как реагировать на сложные ситуации. Самые обычные домашние игры помогают углубить доверие, взаимопонимание. А отсутствие внимания со стороны взрослых провоцирует агрессию и ощущение собственной ненужности у малышей.
В основном родители с большим удовольствием занимаются развитием своих детей – рисуют, лепят, учат плавать и т.д. Со временем, годам к 3, малыши дорастают до сюжетно-ролевых игр. И тут у многих возникают проблемы, т.к. большинство родителей не умеют примерять на себя разные роли. Причины этому могут быть такие, как – недостаток воображения или эмоциональная усталость. Бытовые проблемы лишают взрослых умения отвлекаться от повседневности и окунаться в придуманные миры. Когда возникает необходимость придумать какую-либо ситуацию, взрослые сначала проигрывают ее в голове, тогда как ребенок просто начинает озвучивать роли. Вот несколько советов для тех, кто не может окунуться в процесс игры на равных с ребенком:
- Попробуйте раскрепоститься, избавиться от комплексов, вспомните, как вы играли, когда были маленькими.
- Чтобы стимулировать воображение, приобретите книжки, в которых есть готовые сценарии.
- Попытайтесь внести в повседневные занятия элемент игры. Например, вообразите себя и малыша котятами и комментируйте все действия: «Давай умоемся сначала лапками. Теперь пойдем завтракать кашу с молочком. Теперь давай поиграем вместе с мячиком». По возможности старайтесь личностно окрасить сюжет, сделать его поучительным. Не нужно бояться сильно увлечься игрой, ведь для ребенка она – естественное состояние и наиболее удобный общения.
Иногда дети не станут примерять на себя те или иные роли по собственной инициативе. Они учатся этому у ребят постарше или же у взрослых. Поэтому взрослым следует чаще предлагать сюжет игры и направлять ребенка в нужное русло. Задача родителей – заинтересовать малыша, взяв инициативу в свои руки, рассказать ребенку о том, чем сами занимались в детстве. При этом не забывайте всячески поощрять любую инициативу со стороны малыша.
К 4-5 годам дети сами могут выстроить сюжетную линию. В этом случае от взрослых требуется лишь поддержка в виде каких-либо действий. Но не нужно довольствоваться пассивной позицией, а играть на равных с ребенком.
Предлагая ребенку ту или иную роль, прежде выделите характерные признаки и способы поведения, присущие персонажу. Можно взять в посредники куклу, плюшевого мишку и т.д. Поощряйте в своем малыше любое проявление инициативы и фантазии, пусть придумывает новые слова, образы, ассоциации. Для застенчивых малышей подойдут театральные представления и карнавалы, где никто не видит их лица.
Таким образом, сюжетно-ролевые игры очень важны для гармоничного развития личности. Они способствуют раскрытию творческих возможностей ребенка, его природного артистизма и непосредственности.