Созрел ли наш ребенок для школы: умственно и эмоционально
В шестилетнем возрасте существенные изменения происходят в сферах психики ребенка - познавательной, волевой и эмоциональной. Школьная жизнь одаривает массой впечатлений и эмоций. Первоклассник попадает в новую для себя обстановку, где его не окружают заботливой опекой родители, нянечки или детсадовские воспитательницы. Ребенок в первый раз сталкивается с требованиями в таком большом объеме, за выполнение которых его положительно или отрицательно оценивают.
У ребенка к этому времени должно сформироваться умение критически относится к себе. Малыш в этом возрасте :
- учится анализировать свои поступки;
- оценивать себя как бы со стороны;
- принимать решения, при этом учитывать реакцию окружающих людей на свои поступки.
По этой причине особенно важно, чтобы нервная система ребенка была уравновешенной. Это даст ему возможность контролировать свои эмоциональные реакции, управлять ими.
Важно также, насколько легко ребенок устанавливает контакты со сверстниками и учителями. В этом помогут умение объективно оценивать свои эмоции и принимать эмоции других людей. Дружеские отношения с одноклассниками способствуют хорошему самочувствию и высокой самооценке малыша. Отношения "ученик - учитель" оказывают влияние на весь учебный процесс.
Кроме того, созревший для школы ребенок - это ребенок еще и самостоятельный, который способен справиться с различными ситуациями, а если нет - знает, где искать помощь.
Перед ребенком, пришедшим в школу, стоит нелегкая задача - овладеть знаниями и навыками, предусмотренными программой для первоклассников. Чтобы успешно с этим справиться, умственное развитие малыша должно соответствовать возрастным нормам. В данном случае первоклашка с удовольствием учавствует в учебном процессе: ему интересно узнавать что-то новое, он увлечен чтением и письмом. У него позитивная мотивация. В этом возрасте у него начинает формироваться так называемое произвольное внимание. Теперь малыша можно попросить внимательно слушать (до сих пор он замечал и запоминал вещи непроизвольно, бессознательно - особенно интересные или необычные). Он дольше помнит услышанное и способен его пересказать. Он уже понимает, что такое "потерпи". Для шестилетних детей обычно не составляет труда сравнивать предметы и классифицировать их. Они понимают, что означает формулировка "такой же", "другой".
Однако может случиться, что, несмотря на понятливость и сообразительность, у малышей все же возникают проблемы в школе. При необходимости можно отсрочить начало посещения ребенком школы. Решение по этому вопросу принимает директор школы. В данном случае необходимо получить соответствующее заключение психолого-педагогической консультации и согласие родителей.